Относительно покупки весел для надувной лодки приходится размышлять по разным причинам. Возможно, вы еще не купили алюминиевые весла для новой лодки, а кто-то потерял их на рыбалке, возможно, износились лопасти или необходим запасной комплект. В нашей статье рыбаки и охотники, любители активного отдыха на воде смогут ознакомиться с интересной информацией о типах весел и лопастей для различных видов лодок.
Состоит весло из трех конструктивных частей – рукоятки, лопасти и веретена. За рукоятку берутся руками при гребле. Поскольку алюминиевые весла часто попадают в воду, их делают непотопляемыми. Для эргономичности ручку алюминиевого весла отделывают специальной резиной. Рукоятки алюминиевых весел бывают прямыми или изогнутыми. Посредством специальной манжеты алюминиевое весло фиксируется в уключине. По конструктивному решению алюминиевые весла бывают цельные жесткие и разборные. В сборных конструкциях подразумевается применение разных материалов, например, лопасть из противоударного пластика и алюминиевая рукоятка.
Не разборные изделия очень прочные, их используют на легких одноместных лодках или в качестве запасного комплекта на моторках. Разборные алюминиевые весла наиболее популярны, хотя имеют чуть больший вес. Тем не менее, для надувных лодок подходящим вариантом являются алюминиевые разборные модели, компактные для удобного размещения в лодке, удобные в транспортировке. В телескопических алюминиевых веслах регулируется длина, они удобны при переноске – легко помещаются в обычный рюкзак. Существуют многофункциональные конструкции, например, весло-багор, оснащенное специальным крючком.
ЛОПАСТИ: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Наиболее широкой частью алюминиевого весла является лопасть. При гребле лопасть захватывает и отталкивает воду, благодаря чему лодка получает ускорение. От того, насколько правильно подобраны лопасти, зависит комфорт управления лодкой, маневренность и прилагаемые усилия при гребле. Есть модели лопастей, разработанные для продолжительного плавания. При глубоком погружении лопастей в воду увеличивается отталкивание. Для замедления движения достаточно просто приподнять лопасти выше. Со временем даже самые прочные лопасти могут износиться или слететь. Удары лопастей о камни или преграды в воде, прямые солнечные лучи, перепады температур – все эти факторы приводят к износу лопастей. При необходимости замены лопастей следует обращать внимание на их типы, диаметр рукоятки, назначение, материал изготовления.
Если предыдущие лопасти при гребле вас вполне устраивали, можно купить аналогичную модель в соответствии с размером. В других случаях следует измерить диаметр ручки и расстояние от центра кнопки, фиксирующей лопасть, до края. Следует учитывать общую длину алюминиевого весла вместе с лопастью, об этом расскажем далее в статье. Нельзя использовать лопасти, которые по размерам не соответствуют рукоятке, это чревато серьезными проблемами.По форме лопасти бывают нескольких видов:
- Узкие лопасти – подходят для перемещения на лодке в узких местах, по мелкой спокойной воде, отталкивания от берега.
- Лопасти широкие – хороший вариант для больших рек, открытых водоемов, помогают развить скорость лодки.
- Ложкообразные лопасти – специфические по форме, обеспечивают хороший захват воды при гребле. Углубленные лопасти чаще используется при сплавах на байдарках. Такие лопасти способствуют наиболее эффективному гребку.
- Круглые лопасти – подходят для маленьких лодок.
ПРОПОРЦИИ ДЛИНЫ АЛЮМИНИЕВЫХ ВЕСЕЛ ДЛЯ НАДУВНЫХ ЛОДОК
- Существует четкая привязка длины алюминиевого весла в зависимости от ширины лодки. Минимум – ширина плавсредства, максимум – плюс 15% от ширины. Этому есть вполне обычное объяснение – короткие алюминиевые весла хороши для небольших заводей, зарослей камыша, в узких местах. В открытых водоемах, на глубоких реках, где нужно оперативно перемещаться с одного места на другое, нужны более длинные модели. Быстро набрать ход на открытой воде можно только с длинными алюминиевыми веслами с широкими лопастями.
- 1,4 м-1,5 м – для надувных лодок длиной 1,9 м-2,8 м.
- 1,6 м – подходят для лодок 2,7-3,2 м.
- 1,8 м-2 м – для больших лодок длиной более 3,6 м. Обычно алюминиевые весла используют, чтобы управлять лодкой, маневрировать. Но, если на пути встречается препятствие или мешают густые растения, требуется обойти преграду, на выручку придет весло. Поэтому для выхода из нестандартных ситуаций в лодке всегда должен быть запасной комплект, не только на случай неисправности мотора.
Весла могут устанавливаться на борт лодки или быть безопорными. На надувных судах безопорные конструкции обычно не используются, они предназначены для сплава на байдарках. На других лодках – металлических, алюминиевых, резиновых для монтажа используют уключины с резьбовым соединением и фиксатором. Для эксплуатации в зимне-осенний период уключины изготавливают из специального пластика, устойчивого к низким температурам. Во время перемещения на моторке, когда в веслах нет необходимости, их фиксируют на борту лодки с помощью специальных держателей.